ВПЕРВЫЕ те, кто с огнем «на ты», собрались в украинской столице в
июне прошлого года. Тогда фестиваль был еще любительским, построенным
на голом энтузиазме, но благодаря паломничеству поклонников street fire
(буквально — «уличный огонь» — мини-представление жонглирующих огнем на
улицах города) мероприятие приобрело статус международного. В течение
трех дней экстремалы из Украины, России и Беларуси успели обменяться
опытом с коллегами в КЭМПе на Трухановом острове и представить свое
умение на суд зрителей во время выступлений в крепости «Косой Капонир»
и на сцене Зеленого театра. Прибыли на фестиваль и «звезды»
огненного жанра, охотно преподающие мастер-классы менее опытным
участникам. Имакокодэ — француз, работающий с огнем соло: «Пока меня не
познакомили с искусством огня, я был самым обычным жонглером. И до сих
пор считаю, что кручение огня является в большей мере танцем и требует
больше пластики, элементарной техники, огонь же только придает
зрелищности». Анти Синьяла — профи из Финляндии, известный широким
массам как фаерщик, закрывавший шоу Евровидения в прошлом году,
признался «ВЕДОМОСТЯМ», что классиком фаер-шоу себя не считает: «Нельзя
назвать кого-то из нас мировой звездой, ведь вся наша слава существует
благодаря Интернету: о ком часто слышат, кто достиг больших успехов —
тот уже и звезда мирового уровня». В исполнении Анти (занимавшегося
долгое время кунг-фу) киевские зрители увидели нечто среднее между
боевым и художественным танцем. Артист за несколько минут укротил и
«упаковал» огонь в длинный чемоданчик. Зрители огненного шоу —
народ непривередливый. Сообразив, что с лавочками напряженка, молодежь
расположилась на карематах (туристических ковриках), а то и прямо на
брусчатке «Косого Капонира». Большинство из них с огненными
представлениями знакомы, ведь в Украине, как рассказала файерщица с
двухлетним стажем, участница Киевского огненного театра «КОТ» Анна
Морозова, любителей этого искусства хватает: «Обычно фаерщики
объединяются в коллективы, снимают залы и оттачивают мастерство.
Длительное время тренируемся без огня — отрабатываем движения. Чтобы
руки привыкли работать несинхронно, нужно около полугода. И только
когда движения тщательно отработаны, мы переходим к огню». Возраст для
этого вида искусства абсолютно неважен, равно как и пол — в коллективе,
который представляет Анна, есть мать четырех детей. Главные требования
к фаерщику — пластичность, чувство музыки, несинтетическая одежда (она
легко воспламеняется), тщательно спрятанные волосы и трезвость. «За то,
что я набираю в рот керосин, а потом разбрызгиваю его, врачи не хвалят.
Но проблем со здоровьем пока не было», — рассказывает Анна. При
соблюдении всех правил несчастные случаи на площадке исключены, а ожоги
— удел начинающих. Пожалуй, сложнее всех было прибывшему из
Евпатории театру «Вольфрам». «Изначально наши артисты просто ходили на
ходулях, потом нам подсказали, что это занятие можно соединить с
верчением огня. Конечно, нам на порядок сложнее, чем другим огненным
театрам, ведь они пользуются приспособлениями, разработанными в Европе,
а нам приходится создавать новые инструменты гораздо длиннее обычных,
ведь мой рост сейчас — 2 м 2 см плюс 1 м 20 см ходули», — рассказал
артист театра Сергей Селимов, нависая над журналистами и слегка
покачиваясь. Жонглировали огнем, дышали пламенем, чертили в
воздухе круги, кубы и спирали до полуночи. Завершило фестиваль
масштабное пиротехническое шоу, в котором взяли участие представители
всех коллективов.
СПРАВКА «КВ»
Искусство укрощения огня еще в средние века было уделом артистов
цирка. В конце ХIХ — начале ХХ в. жонглеры огнем появились на улицах
Парижа. В современном виде соединение хореографии, музыки и огня
существует лишь последние 20 лет. Инструменты фаерщиков — матерчатые
грузы, пропитанные керосином, которые артист вращает вокруг себя,
огненные веера и «крылья», «фаерболы» — горящие шары, прикрепленные к
ладоням, гигантские скакалки из цепей и пылающих элементов. Артисты
огненных театров также жонглируют факелами и другими горящими
предметами, «дышат огнем», набирая керосин в рот и разбрызгивая пламя.
Источник: http://www.kv.com.ua/archive/18288/culture/18307.html |